Иван Айвазовский — известнейший русский художник, маринист. За свою достаточно долгую жизнь он написал более 6000 полотен. Это настоящие шедевры, которые хранятся в лучших музеях. Творчество Айвазовского вызывает неподдельный интерес у людей разного возраста и профессий. Произведения живописца привлекают необычным и невероятно мощным содержанием.
Бушующее море, величественные горы, вой ветра, залпы орудий, силуэты кораблей и одновременно лунные поэтические ночи и пламенеющие закаты. Эти явления способны вызывать у нас особое внимание. Они действительно способны удивлять и запомниться надолго. Представляем вам лучшие картины Ивана Айвазовского с названиями.
Оглавление
- 1 Девятый вал (1850)
- 2 Феодосия. Лунная ночь (1852)
- 3 Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
- 4 Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
- 5 Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)
- 6 Чесменский бой (1848)
- 7 Радуга (1873)
- 8 Чёрное море (1881)
- 9 Лунная ночь на Босфоре (1884)
- 10 Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
- 11 Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)
Девятый вал (1850)
Этот шедевр пронизан бурей, как величественным погодным явлением. Живописца переполняют эмоции, которые пронизывают картину. Написана она в 1850 году. Практически сразу творение стало настоящим шедевром.
Девятый вал – это сверхмощная волна, пиковая точка шторма. На картине мы видим море, которому не удалось оправиться от прошедшей бури. Но оно уже предчувствует новую, сильнейшую и всепоглощающую. Оно безграничное и темное, еще не получившее долгожданного спокойствия.
Мы видим плот, на котором плывут люди, изможденные штормом. Они надеются, что море успокоится, и им будет даровано спасение. Но они еще не знают, что их ждет в ближайшем будущем.
Произведение создано Айвазовским в момент творческого подъема. Мастерски подобранные краски передают непередаваемый колорит и особое ощущение надвигающейся бури.
Феодосия. Лунная ночь (1852)
На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.
Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.
Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.
Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
Картина написана в 1889 году. На ней изображен Ной, который возвращается после потопа на землю. Это известный эпизод ветхозаветной истории. Вместе с Ноем спускаются жена, сыновья с женами, животные, которые спаслись, благодаря легендарному ковчегу.
Арарат – известный символ Армении. Художнику удалось передать все величие девственной природы. Библейские персонажи становятся с ней одним целым. Умело подобранные оттенки создают особое настроение. Зритель чувствует величие возрождения мира после вселенского потопа.
Сегодня картина хранится в Армении, в национальной галерее.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
Главными персонажами этого полотна являются огромные парусники, бескрайнее небо и безбрежное море. Живописец написал это полотно в 1892 году, После изображенных на ней событий прошло достаточно много времени.
На переднем плане мы видим пенящееся море. В центре – парусное судно «Меркурий». В 1829 году корабль вышел на патрулирование пролива Босфор. Ветра практически не было, поэтому судно двигалось очень медленно. Его заметили два турецких полностью вооруженных корабля. Художник запечатлел момент, когда русское судно попало в ловушку. Турецкие корабли подготовились к тому, что победа будет легкой. Они уверены, что судно зажато между ними и находится в безвыходном положении.
Паруса кораблей, неспокойное море, выстрелы пушек, облака придают картине необъяснимый колорит, который свойственен лучшим полотнам живописца.
Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)
В этом шедевре Айвазовский выразил впечатления и эмоции от поездки в Стамбул. Леандровая башня была построена в 12 веке. Находилась она на маленькой скале около пролива Стамбульской гавани. Она служила маяком и швартом для кораблей и лодок. С вершины башни открывается чудесный вид на пролив. Можно увидеть отголоски строений Константинополя и величественные корабли.
В центре полотна находится сама башня. С окошками, флигелем, небольшим причалом и входом. Перед башней медленно плывет лодка, которая перевозит группу турецких женщин. Их лиц мы не видим, так как они скрыты под паранджой.
На фоне башни виднеются силуэты построек и дворцов. Все они высятся над берегом. Закат отбрасывает дорожку к началу полотна.
Айвазовский создает колоритное полотно, которое кажется объемным. Еще всего мгновение, и мы услышим шум ветра и рокот волн.
Чесменский бой (1848)
Айвазовский создает свой шедевр в 1848 году. Ему удалось передать всю грандиозность Чесменского боя. Это батальное зрелище пронизывает страстная патетика и особый драматизм. На этом полотне художнику удалось в полной мере продемонстрировать свое мастерство, впечатляющую технику исполнения, которой он так долго учился у знаменитого К. Брюллова. Достаточно взглянуть на картину, чтобы ощутить радостное волнение.
Сражение проходит ночью. На переднем плане живописец изобразил моряков. На заднем – горят турецкие корабли, которые уже не смогут спастись. Если присмотреться, можно увидеть обломки судов, на которых находятся беспомощные матросы. При взрыве от корабля отлетают части и становятся огромным костром, который высится над волнами. Автору удалось создать необычное сочетание трех природных стихий. Мы чувствуем, что живописец гордится родным флотом и радуется его победам.
Радуга (1873)
Айвазовский создает полотно в 1873 году. Радуга – достаточно часто используемый в романтизме мотив. Зритель видит, как она встает над бушующим морем. Это действительно грандиозное и завораживающее зрелище. Корабль никак не может справиться с бушующими волнами и уходит под воду.
Горизонт мы не видим, так как он скрыт за высоким валом. Люди тщетно пытаются спастись и борются с разбушевавшейся стихией. Радуга на этом полотне не просто редкое явление природы, в котором художник может показать особое мастерство. Она символизирует долгожданное спасение несчастных. Перед нами настоящий символ прощения всего человечества.
Чёрное море (1881)
Картина написана в 1881 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
На полотне изображена буйная стихия. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, почему Черное море было так названо. В хорошую погоду оно спокойное и ласковое, в бурю оно чудесным образом превращается в ревущего монстра.
В его пучине погибли многие суда. Намеком на это становится крохотный корабль, который едва заметен за бурными волнами. Непонятно, терпит он бедствие или борется с разбушевавшейся стихией.
Айвазовский изобразил момент начала бури. Еще достаточно далеко до того момента, как волны поднимутся до невероятной высоты. Но вода уже стала свинцовой, а гребни предвещают шторм. Зрители могут физически ощутить качку. Волны переданы так живо, что, кажется, вот-вот услышишь их шум и ощутишь разлетающиеся брызги.
Лунная ночь на Босфоре (1884)
Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив в Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность глади моря создает особое настроение. Картина написана невероятно реалистично. Можно смотреть на нее и представлять, как гуляешь по пристани и любуешься лунным светом.
Маленькие лодки рыбаков безмятежно плавают среди мирно спящих бригантин. На заднем плане мы видим, что к пристани приближается корабль. Полнолуние позволяет нам видеть пролив и горы. Которые его окружают.
Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, гладь моря и блики. Море обладало особенной притягательностью. Художник умело переносит на холст дыхание и движение пейзажа моря.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
Картина написана в 1886 году. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном военно-морском музее.
Это творение относится к жанру мемуаров, так как Айвазовский сам присутствовал на рейде, когда император осматривал Черноморский флот.
Справа внизу на картине изображена группа главнокомандующих. Они осматривают флот. Это Корнилов, Лазарев, Истомин и Нахимов. Около самого борта судна стоит император.
Боевые корабли выстроились в одну линию. Эти известнейшие фрегаты через 4 года будут участвовать в знаменитом Синопском сражении и все будут потоплены.
Для достижения особой гармонии Айвазовский использует оливковый, белый, голубой и серый цвета.
Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)
Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.
Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.
На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.
Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.