Николай Васильевич Гоголь — один из величайших русскоязычных писателей в истории. Он работал еще в далеком 18 веке, когда мистические произведения казались для русского человека чем-то чуждым. Несмотря на богатый фольклор, в России по-прежнему не было спроса на истории о призраках, ведьмах и нечистой силе.
Николай Гоголь стал первым, кто достиг на этом поприще действительно серьезных успехов. Он создал целый ряд произведений, мистическая подоплека которых играла в сюжете существенную роль. И наиболее известным из них стал знаменитый «Вий», ставший классикой мировой литературы.
Как и всегда, Гоголь привнес в свое произведение изрядную долю сатиры, способной рассмешить даже в наши дни. Но именно «Вий» стал наиболее мрачным и пугающим сочинением в карьере писателя. Здесь фигурирует всевозможная нечисть, которой уделяется куда больше времени, чем живым людям. События большей части произведения происходят в условиях замкнутого пространства, что лишь усиливает напряжение.
Недаром «Вий» стал источников вдохновения не только для писателей, но и для кинематографистов. И если некоторые из них использовали сюжет «Вия» лишь косвенно, то другие стремились передать дух гоголевской повести предельно точно.
Предлагаем вашему вниманию фильмы Вий все части по порядку — полный список всех экранизаций повести Николая Гоголя.
Оглавление
Ранние экранизации
- Вий (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. Снят по мотивам одноимённой повести Гоголя. Один из первых фантастических игровых фильмов созданных в России. Первый российский фильм ужасов. До наших дней не сохранился.
- Вий (1912) — до наших дней не сохранился
- Вий (1916) — немой художественный фильм Владислава Старевича, снятый в 1916 году по мотивам одноимённой повести Николая Гоголя. До наших дней фильм не сохранился.
Вий (1967)
Страна: СССР
Режиссеры: Георгий Кропачев, Константин Ершов
Актеры: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Георгий Сочевко, Николай Яковченко, Николай Панасьев, Борислав Брондуков.
Несмотря на классический статус произведения, экранизировать его решились лишь в середине шестидесятых годов. При этом «Ночь перед Рождеством» к тому моменту ставилась уже несколько раз к ряду и имела определенный успех у зрителей. Причина, по которой экранизация «Вия» стала возможной, связана не только с техническими достижениями кинематографа, но и определенной творческой свободой, обретенной в шестидесятые. Режиссеры получили право на творческие эксперименты, в то время как религиозные и мистические темы перестали быть столь строго табуированными правительством.
Несмотря на то, что для экранизации «Вия» требовался определенный опыт, режиссерское кресло заняли тогдашние выпускники киношколы Георгий Кропачев и Константин Ершов. Молодые ребята вышли из мастерской Леонида Трауберга, где обучались режиссерскому ремеслу. Именно наставник предложил начальнику Мосфильма Ивану Пырьеву этих двух кандидатов. Несмотря на отсутствие какого-либо опыта, талантливые режиссеры получают заветную работу и приступают к съемкам.
Главную женскую роль в фильме получила Наталья Варлей, только завершившая работу над комедией Леонида Гайдая «Кавказская пленница и другие приключения Шурика». Актриса получила роль не сразу, заменив Александру Завьялову по ходу съемочного процесса. На тот момент мало кто верил, что столь молодая и миловидная девушка справится с ролью демонической панночки, восставшей из мертвых. Но по прошествии лет выбор Кропачева и Ершова кажется на редкость удачным. Варлей сыграла одну из ярчайших ролей в советском кинематографе, создав на экране образ, знакомый сейчас каждому. Мужская роль Хомы Брута досталась Леониду Куравлеву, который лишь начинал карьеру в кино. В будущем ему будет суждено стать главным любимчиком публики. Но именно в фильме «Вий» началось его восхождение на Олимп славы.
Итоговый материал, отснятый Ершовым и Кропачевым не удовлетворил студию, посчитавшую некоторые сцены слишком реалистичными. Для того, чтобы добавить в «Вий» элемент сказки, был приглашен главный специалист по части фэнтези — Александр Птушко. Именно он работал над образом Вия, а также доснял те сцены, которые неудовлетворили Мосфильм. Так что первоначальный материал молодых режиссеров подвергся серьезным правкам и был выброшен в мусорную корзину.
Это не помешало первой экранизации произведения «Вий» стать хитом советского проката и заслужить звание настоящей классики кинематографа.
Святое Место (1990)
Страна: Югославия
Режиссер: Джордже Кадиевич
Актеры: Драган Йованович, Бранка Пуйич, Александар Берчек, Мира Баняц, Данило Лазович, Maja Sabljic, Предраг Милетич, Rados Bajic, Драган Петрович, Душан Яницижевич, Михайло-Бата Паскалевич, Игор Первич, Dragan Zaric, Slavoljub Plavsic-Zvonce, Драгомир Станоевич
Второй экранизации зрителям пришлось ждать без малого 23 года. Причем снят фильм был на территории Югославии, где за постановку «Вия» взялся малоизвестный режиссер Джордже Кадиевич.
Несмотря на то, что кинематографист использовал произведение Гоголя и порой цитировал его чуть ли не дословно, фильм «Святое Место» имеет с книгой мало общего. В частности, события были перенесены как минимум на полтора столетия вперед. Сценарий лишен того фольклорного юмора, которым прославился оригинал. Также здесь нет и намека на славянский колорит, в результате чего происходящее можно было бы спокойно перенести на территорию любой другой страны мира.
Джордже Кадиевич сделал упор на эротический подтекст происходящего. И на сей раз ведьме вовсе не нужно прибегать к помощи нечистых сил, чтобы сломить богослова. Для этого она использует искусство соблазна, в результате чего происходящее на экране принимает эротический подтекст. Дополняет происходящее на экране минималистичная, но оттого еще более мрачная музыка композитора Лазара Ристовски.
Фильм «Святое место» стал смелой интерпретацией, которая определенно имеет право на существование.
Вий (мультфильм, 1996)
Страна: Украина
Режиссер: Алла Грачева
Актеры: Богдан Бенюк, Наталья Сумская, Василий Мазур, Евгений Шах
В девяностые родилась еще одна экранизация, определенно заслуживающая зрительского внимания. Речь об анимационной интерпретации гоголевского «Вия», созданной на сей раз на территории Украины.
Мультфильм куда ближе к первоисточнику, нежели югославский предшественник. Режиссер Алла Грачева с трепетом отнеслась к великому произведению и передала текст Гоголя максимально точно.
Несмотря на скромный хронометраж, равных двадцати минутам, мультик способен подарить зрителю массу незабываемых эмоций.
Ведьма (2006)
Страна: Россия
Режиссер: Олег Фесенко
Актеры: Ита Эвер, Евгения Крюкова, Валерий Николаев, Юхан Ульфсак, Лембит Ульфсак, Тыну Карк, Арнис Лицитис, Рэйн Толк, Яан Реккор, Пеэтер Волконски, Ану Ламп, Кати Кивитар, Эпп Эеспаев, Маргус Прангель, Пиллэ Лукин
В 2006 году состоялась премьера нового фильма, получившего название «Ведьма». Несмотря на тот факт, что кино было снято в России и с русскими актерами, режиссер Олег Фесенко решил сделать свое произведение английским. Таким образом, ему требовались не только известные артисты, способные справиться с непростой ролью, но и люди, свободно владеющие английским языком.
Именно по этой причине главный претендент на мужскую роль Дмитрий Дюжев вылетел из проекта. На его место пришел Валерий Николаев, успевший поработать не только в России, но и в Голливуде. Он идеально вписался в съемочный процесс, воплотив на экране образ зазнавшегося журналиста Айвана. Именно ему было суждено сразиться с ведьмой в исполнении Евгении Крюковой.
Для создания фильма использовались самые передовые на тот момент компьютерные спецэффекты, с помощью которых было отснято порядка шестнадцати минут хронометража. Но все это не спасло творение Олега Фесенко от сокрушительного провала. Несмотря на широкую рекламную компанию и неплохие сборы, фильм разнесли не только критики, но и простые зрители, посчитавшими «Ведьму» надругательством над великим произведением.
Вий (2014)
Страна: Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия
Режиссер: Олег Степченко
Актеры: Джейсон Флеминг, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Юрий Цурило, Александр Яковлев, Виктор Бычков, Алексей Петрухин, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Игорь Жижикин, Анна Чурина, Ольга Зайцева, Александр Карпов, Олег Тактаров
По-настоящему масштабной экранизации зрителям пришлось ждать вплоть до 2014 года, когда на экраны вышла новая версия классической повести, снятая Олегом Степченко. Фильму «Вий 3D» было суждено стать самым кассовым российским фильмом в истории, рекордные сборы которого удалось побить лишь спустя несколько лет.
Вот только производство фильма длилось без малого восемь лет. На пути к выпуску «Вия» в прокат Степченко столкнулся с множеством преград. В 2007 году режиссер снял пробный трейлер, который даже показывали в кинотеатрах. Но кастинг стартовал лишь спустя несколько месяцев. В результате переработки первоначального сценария в сюжет был введен английский картограф, на роль которого требовался зарубежный актер.
На роль картографа рассматривались такие звезды, как Венсан Кассель и Шон Пенн. Но в итоге Джонатана Грина сыграл британец Джейсон Флеминг. Производство проходило на территории нескольких стран мира. Так, сведение звука проводилось в Англии, съемки натуры — в Украине, павильонные — в Москве, в то время как над созданием 3D-эффектор работали в Германии. На создание было потрачено 26 миллионов долларов, что стало неоспоримым рекордом для российского кинематографа. В прокате «Вий» также имел рекордный успех, отбив большую часть затрат.
Гоголь. Вий (2018)
Страна: Россия
Слоган: Не выходи из круга
Режиссер: Егор Баранов
Актеры: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимофеева, Юлия Дзуцева, Ксения Разина, Евгений Сытый, Анвар Либабов, Кирилл Полухин
«Гоголь. Вий» — вторая часть сериала Егора Баранова. Каждая часть франшизы базируется на произведениях Гоголя, передавая не только текст, но и дух произведений автора. Фильм отличается мрачной атмосферой, наличием кровавых сцен и обнаженки.
Интересным нововведением становится то, что главным действующим лицом франшизы становится сам Гоголь, расследующий мистические преступление в Диканьке. Все меняется, когда в поселке появляется загадочный богослов Хома Брут, ведущий охоту на нечистую силу. Лишь он способен пролить свет на события, творящиеся на территории Диканьки последние несколько недель.
Кинокартина получила приз «Золотой орел» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Визуальная часть произведения действительно выгодно выделяет серию фильмов «Гоголь» среди прочих отечественных хорроров. Они доказали, что создание фильмов ужасов на территории нашей страны действительно возможно и при этом может быть коммерчески успешным.
Читайте также: фильмы Гоголь по порядку
Тайна печати дракона / Вий 2 (2019)
Страна: Россия, Китай
Режиссер: Олег Степченко
Актеры: Джейсон Флеминг, Арнольд Шварценеггер, Чарльз Дэнс, Джеки Чан, Яо Синтун, Кристофер Фэйрбэнк, Рутгер Хауэр, Мартин Клеббэ, Юрий Колокольников, Павел Воля
«Вий 2», также известный под названием «Тайна печати дракона», стал прямым продолжением фильма 2014 года. Джейсон Флеминг вернулся к своей роли картографа, в то время как русский режиссер Олег Степченко вновь занял свой пост у руля проекта.
К звездному актерскому составу присоединились такие легенды, как Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. И на сей раз действия кинокартины были перенесены в Китай, где картографу предстояло раскрыть очередную древнюю тайну.
Несмотря на успех первой картины, вторую ждал сокрушительный провал. При бюджете в 50 миллионов долларов, фильм «Тайна печати дракона» собрал ничтожных 8, став главной коммерческой неудачей в истории отечественного кинематографа.
Путешествие в Индию (2020)
Режиссер: Олег Степченко
Несмотря на провал прошлого фильма, Степченко не оставил свое детище в покое. На данный момент ведется работа над третьей частью, выход которой планировался на 2020 год.
Но учитывая финансовый крах «Тайны печати дракона», вполне вероятно, производство триквела будет отложено на неопределенный срок.