Эти книги давно стали классикой, их знает каждый образованный человек. Но даже очень культурные люди поняли авторский замысел неправильно. На самом деле эти произведения совсем не о том.
Оглавление
Лев Толстой. «Анна Каренина»
Роман много раз экранизировался, но ни одной удачной экранизации до сих пор нет. Фильмы получаются скучными и невнятными. В чем же дело?
Режиссеры все время выводят на первый план любовную историю героини, а линию Левина и Китти и эпизоды общественной жизни показывают мельком.
Проблема вот в чем: хотя роман называется «Анна Каренина», он вовсе не об Анне Карениной. И не о любви.
Если внимательно прочесть книгу, то сразу бросится в глаза следующее: Каренина появляется в романе… на восьмидесятой странице. А в дальнейшем о ней почти ничего не рассказывается. Она теряется где-то на втором плане. И уж точно не является главным героем. В отличие от Левина.
Сюжет Толстого — это история того, как скованное светскими условностями общество уничтожило женщину, осмелившуюся на искреннее чувство. Холодный и самовлюбленный Вронский — олицетворение этого общества, поэтому любовь Анны и оказалась трагической. А вовсе не из-за того, что она изменила мужу. Роман — обличение высшего света, презирающего всякое живое чувство. Точно так же аристократы презирают спонтанного Левина и несчастного Каренина.
Но многие читательницы до сих пор уверены, что это просто любовный роман, только очень хороший.
Уильям Шекспир. «Отелло»
Ну как же, любой дурак знает, «Отелло» — история ревнивца. Подобное упрощение живет уже четыреста лет.
Только Пушкин в свое время оказался проницателен: «Отелло, в сущности, вовсе не ревнив. Напротив, он доверчив».
Изначально благородный мавр всецело доверял Дездемоне. Ревность в его душе разбудил коварный завистник и Яго. Он оболгал Дездемону, используя самые грязные выражения.
Отелло поразил не факт физической измены, а сама мысль, что кто-то способен предать и обмануть. Ведь сам он абсолютно искренен и честен.
Шекспира никогда не занимали посредственности. Он интересовался судьбами исключительных людей. В своей пьесе он показал, как великого человека легко уничтожил ничтожный мерзавец. В жизни шакал может оказаться сильнее льва. Этот неразрешимый парадокс мучил Шекспира.
Отелло был непобедим в открытом бою, но оказался беззащитен перед подлостью. Его трагедией была не ревность, а благородство.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Еще один «любовный роман». Многочисленным поклонницам и невдомек, что Мастер и Маргарита — отрицательные персонажи.
Мастер сломался в борьбе с советской цензурой. Причиной его слабости оказалось безбожие. Шедевр, из-за которого он претерпел столько мук — «Евангелие от Дьявола», изображающее слабого Иисуса. Сын священника, Булгаков вряд ли одобрял такого героя.
Главной поклонницей романа оказалась Маргарита. Бесплодная женщина, живущая с нелюбимым мужем ради материальных благ и комфорта. Если присмотреться к Маргарите, станет явным ее легкомысленный характер. Она бессовестно изменяет мужу и без колебаний заключает сделку с Дьяволом.
На Балу Воланда у Маргариты есть платок, который она может отдать любому и таким образом спасти его от адских мук. Маргарита выбирает женщину, убившую собственного ребенка. Прекрасный штрих к портрету.
Когда Мастер встречает Маргариту, она несет в руках букет желтых цветов. Желтый — цвет измены и символ проституции. Автор намекает нам, что в прошлом Маргарита была продажной женщиной.
А что вы об этом думаете?