Великая Отечественная война стала предметом изображения и исследования для представителей всех видов искусства: литераторов, музыкантов, композиторов, живописцев, и так далее. Не стали исключением и кинематографисты. Трусость и мужество солдат, глупость и гениальность военачальников, самопожертвование жён и матерей, всё это и многое другое нашло отражение в тысячах кинокартин, от идеологических, до реалистичных и комедийных. Зрители посмотрели и множество фильмов, представляющих собой экранизацию литературных произведений. В этом обзоре – десять претендующих на звание лучших фильмов о борьбе с фашизмом. Итак, представляем вам список из 10 самых лучших фильмов про Великую Отечественную войну.
Оглавление
Два бойца (1943)
Картину сняли во время решительных, переломных сражений, её задача – доказать неизбежность поражения врага. Но действие происходит в 1941 году, когда ещё ничего не было ясно. Два закадычных друга: неунывающий, весёлый Аркадий Дзюбин, и рассудительный, простоватый Саша Свинцов, неразлучны и в бою, и во время кратких передышек. Аркадий часто подшучивает над однополчанином. Простодушный Саша не обижается, но одна из шуток всё-таки выводит его из равновесия. Ведь он признался другу в самом заветном, в любви к девушке. Но выяснять отношения некогда, надо отражать новую атаку. В жарком бою Аркаша тяжело ранен, и друг, забыв обиду, выносит его с поля боя. Этот фильм стал эталонным для советского кинематографа.
Баллада о солдате (1959)
Кино о войне может быть без батальных сцен и громких, произнесённых на камеру слов о верности Родине. Доказательство – фильм о молодом парне Алёше Скворцове и его минутном, как уже понимают зрители – последнем, свидании с матерью. Картина получила множество престижных премий во всём мире, была номинирована на «Оскар». Между тем, в ней звучит всего несколько выстрелов. Это начало сюжета, когда Алёша совершает свой подвиг. В замену ордену он просит предоставить отпуск. У него всего шесть суток, чтобы добраться до дома. Он успевает помочь солдату-инвалиду, обрести первую любовь, познакомиться со многими и разными людьми, а вот маму успевает только обнять, пообещав обязательно вернуться. Но увидеть сына ещё раз ей не суждено.
Штрафной батальон 999 (1960)
Штрафники. Их посылали в самые безнадёжные атаки, они оборонялись взводом от полка противника. Но этот фильм не о советских бойцах, а о немцах, и снят в Германии. Идёт 1943 год, война на переломе. В штрафной батальон присылают новых солдат. Судьба четверых – лейтмотив картины. Один из них раньше был полковником, но лидером этой группы обречённых становится уголовник. Ещё двое – врач и крестьянин. Другая сюжетная линия – о старших офицерах подразделения. Все они поведут себя по-разному, когда столкнутся в бою с советскими солдатами.
На войне как на войне (1969)
Александр Малежкин только что окончил военное училище. Теперь младший лейтенант должен командовать экипажем самоходки, каждый из членов которого прошёл огни и воды. Конечно, они не признают авторитета мальчишки. Да и командир полка не принимает его всерьёз. Но без выполнения приказов командира на войне нельзя. И Малежкин добивается своего, когда все убеждаются в его мужестве. В бою за одну из деревень их машина остаётся единственной, не вышедшей из строя. И командир доказывает, что не просто так носит погоны.
Проверка на дорогах (1971)
Бывший полицейский, прислужник фашистов, не желая и дальше жить предателем, попадает в партизанский отряд. Им командует простоватый, но житейски мудрый человек, в прошлом – деревенский милиционер. Ему хочется верить пленному, но комиссар отряда, дай ему волю, расстрелял бы предателя без лишних слов. Их негласное противостояние может разрешиться лишь в бою. Цель партизан – железнодорожная станция. Под прицелом каждый метр. И только «полицай» может пройти к эшелонам без подозрений. Он оправдывает доверие командира.
Приказ перейти границу (1982)
Вторая часть дилогии. В 1945 году оставшиеся в живых солдаты наконец-то возвращались домой. Но главные герои первой серии, безуспешно просившиеся на фронт с дальневосточной границы, получают иной приказ. Война с Японией была краткой, но кровопролитной. Камикадзе подрывают себя вместе с советскими танками, прикованные цепями к пулемётам солдаты не могут покинуть позиций. Японцы готовы драться, не щадя ни себя, ни противников, на земле и под землёй. Но советские солдаты и офицеры непобедимы и в таких условиях.
Иди и смотри (1985)
Самый, наверное, страшный фильм о Великой Отечественной войне. Снят по мотивам «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Белорусские леса, сожжённые вместе с жителями деревни, и шестнадцатилетний мальчишка. Его цель – месть, но он и сам похож на живого мертвеца. Найденный в куче ржавого железа старый карабин – его единственное оружие. За время своего пути к партизанам он как будто стареет с каждой минутой. В финале картины мы видим лицо, в выражении которого уже очень мало человеческого.
Гу-га (1989)
Показательный для времён разгара перестройки фильм. Многие запреты уже отменены, и режиссёр снимает картину о штрафниках 1943 года. В их среде оказываются курсанты лётного училища, мальчишки, забывшие в тылу о воинской дисциплине. Покинутый ради свидания с девушкой самолёт находят работники НКВД, и вот: вместо синего неба – окопы и дышащие в затылок уголовники. Но блатные авторитеты бессильны перед дружбой парней, почти подростков. А когда их всех вместе посылают в болота и на минные поля отбивать у немцев занятое ими укрепление, всё прочее отходит на второй план.
Война на Западном направлении (1990)
Генерал Чумаков – один из тех генералов Красной армии, которые готовы к нападению Германии. Когда он приезжает на границу, не понять неизбежность войны уже трудно. Но из Москвы приходит приказ не поддаваться на провокации. Когда немцы переходят в наступление, для многих это становится неожиданностью. Кто в этом виноват? Всю вину за поражения сваливают на командующего армией. Сгущаются тучи и над Чумаковым. Но боевому офицеру некогда искать правых и виноватых. Его место на фронте.
Свои (2004)
В августе 1941 года Псковская область уже в руках немцев. Когда колонну пленных советских солдат и офицеров ведут мимо одной из деревень, трое решаются на побег. Ведь один из них здесь родился и вырос. Политруку, чекисту и снайперу удаётся осуществить задуманное. Но они не могли предвидеть, что отец инициатора побега согласился быть старостой при немцах. Всё же он прячет беглецов. Это грозит гибелью всей семье. Есть два варианта: выдать сына с товарищами, или показать дорогу к партизанам. Умудрённый жизнью крестьянин делает правильный выбор.